UX/UI design – художники в мире IT

Привет, меня зовут Ксюша. Я Lead UX/CX в компании KFC. В профессии я с 2015 года, начинала работать как графический дизайнер, потом стала веб-дизайнером, а сейчас руковожу UX-направлением.

В этой статье я расскажу: чем занимается UX/UI-дизайнер, нужно ли дизайнеру уметь рисовать, кому может подойти эта профессия, и что ожидается от специалиста разного уровня.

Кто такой UX/UI-дизайнер (или продуктовый дизайнер)?

Представим, что у нас есть компания, которая занимается продажей пиццы.

Есть приложение, через которое компания принимает заявки на доставку. Над функционированием этого приложения работает большая команда. Программисты пишут код, тестировщик проверяет работу продукта, аналитики собирают и обрабатывают данные, а UX/UI-дизайнер, в свою очередь, отвечает за визуальную и логическую составляющую.

* на схеме представлены не все задействованные команды

Задача UX/UI-дизайнера (продуктового дизайнера) – сделать так, чтобы пользователи нашего приложения понимали, как сделать заказ, как сменить адрес, как поменять состав пиццы, как обратиться с службу поддержки и т. д. UX/UI-дизайнер продумывает путь, по которому двигается клиент, и какие экраны приложения он видит. Дизайнеры – те люди, которые отвечают за UX (User Experience), чтобы пользователь понял, как сделать заказ, и за UI (User Interface), чтобы оформлять заказ было приятно: отсутствовали яркие цвета или нечитаемые шрифты, отвлекающие от целевого действия.

Хороший продуктовый дизайнер – это тот, кто в первую очередь работает головой, а не начинает рисовать по любому запросу. Конечно, мы рисуем экраны, делаем прототипы и следим за визуалом, но это как финальная точка, а не старт.

В первую очередь мы собираем и анализируем информацию, проводим исследования пользователей, приглашаем их на интервью, запускаем опросы. На основании полученной информации придумываем решения задачи от бизнеса. Решаем, что именно так мы будем показывать списания баллов, именно здесь пользователь ожидает кнопку со скидкой, и именно такая фишка сделает нас лучше конкурентов. И уже потом начинаем рисовать экраны, используя все навыки графического дизайна.

Кстати о графическом дизайне и умении рисовать. 

Нужно ли уметь UX/UI-дизайнеру рисовать? Нужна ли база графического дизайна?

Для ответа на этот вопрос придется рассмотреть профессию подробней. Начать я хочу с художников (да, настолько подробней). Дальше пойдет рассказ с очень большим историческим размахом, наберитесь терпения.

Представьте: сидит какой-нибудь художник в 17 веке и пишет картины. Заказчиков у него всего два: церковь и знать. Но требований к способностям рисовать – море: и смешивать краски умей, и золотое сечение найди, и свою уникальную длину штрихов создай. Однако несмотря на высокие требования к умению работать руками, задача художника, по сути, была одна – запечатлеть реальность.

Всё начинает меняться к 19-20 веку, когда широкое применение получает печать и фотография. Бывшие художники становятся первыми графическими дизайнерами. Правила игры меняются: больше нет необходимости точно передавать реальность, с этим справляется фотопленка. Благодаря печатным станкам аудитория – это больше не десяток богачей, а сотни тысяч (а позже – миллионы) людей. Задачей автора стало вызывать эмоции, играть на ассоциациях и, самое главное, продавать. В мире, который стремительно осваивал капитализм, реклама стала мощным инструментом продаж. Печатные машины смешивали краски, бумага заменила холсты, а фотографии прекрасно справлялись с задачей фиксации реальности. Но ни один станок не смог бы придумать идею плаката, на котором, например, человек будет в форме буквы «К». Именно уникальность идей и запоминающиеся решения стали новым эталоном индустрии.

К моменту распространения интернета графический дизайн уже очень плотно вошел в нашу жизнь, и поначалу всемирная сеть воспринималась как еще одна поверхность для рекламы. Перед сайтом стояла задача продать услугу или товар, выделиться на фоне конкурентов.

Но очень быстро стало понятно, что интернет – слишком мощный ресурс, который нельзя использовать только для рекламы. Сам сайт (немногим позже и приложения) и стал тем продуктом, который бизнес продает. Электронная почта, сервисы просмотра видео, игры, обучалки, банковские переводы – всё это живет только в сети, и всё это и есть конечный товар для пользователя.

Веб-дизайнеры осознали, что теперь они не рекламирую продукт, а делают его. На смену веб-дизайнерам приходят продуктовые или UX/UI-дизайнеры, которые больше похожи на инженеров. Они первоочередно работают над характеристиками своего изобретения, нежели над визуальными смыслами.

В этой эволюции мы наблюдаем следующие моменты: чем дальше развивается индустрия, тем ниже потребность в умении рисовать. Это понятно, учитывая как много инструментов мы получили. Научиться хорошо работать в Figma – дело двух-трех месяцев, это не пять лет рисовать в художественной школе конусы, чтобы тебе доверили, наконец, нарисовать глаз или руку. В то же время стремительно растет потребность понимать своего клиента и коммуникации в целом. Одно дело, когда ты рисуешь портреты королей: твоя аудитория – один человек, который хочет быть красивее, чем в жизни. Другое, когда ты печатаешь журнал для целой прослойки общества. А когда твой продукт используют миллионы людей, погружаться в потребности людей необходимо еще глубже. Чем дальше в лес, тем выше потребность в общении не только с пользователями. Продукты становятся больше, задействованных людей в его функционировании тоже, нужно уметь взаимодействовать с большим числом людей, понимать, что каждый делает в вашем продукте, и ни с кем не поругаться. Свободный художник, который говорит: «Я так вижу», резко теряет свои очки при устройстве на позицию UX/UI-дизайнера. И наконец, происходит смещение от эмоций в сторону функциональности. Задачей продуктового дизайнера стало, во-первых, сделать понятно пользователю, а во-вторых, предложить решение его потребности с помощью своего продукта, чтобы деньги он потратил в нашем сервисе.

Краткий ответ на вопрос: нет, UX/UI-дизайнеру не нужно уметь рисовать, но да, ему необходимо знать базу графического дизайнера. Конечно, будет здорово, если вы научитесь писать картины, кому мешали лишние знания? Но ежедневной потребности в этом на работе точно нет.

Кому подойдет? Какие ожидания от грейдов?

Теоретически любой может овладеть этой профессией, но легче это будет сделать, если вы “визуальный” человек. Что я имею в виду? Если вы рисуете на салфетке, чтобы объяснить свои задумку, если при планировании чего-то вы в первую очередь порождаете визуальные образы, то вам сюда.

Ведь именно этим мы, UX/UI-дизайнеры и занимается: передаем задачи бизнеса с помощью визуала.

Итак, вы вышли на должность джун UX/UI-дизайнера, что предстоит делать? Требования к начальной позиции примерно такие.

Soft skills:

  • понимать процессы работы над продуктом;
  • понимать, что нужно решать бизнес-задачи, а не просто картинки рисовать;
  • задавать много вопросов, прежде чем рисовать;
  • быть коммуникабельным.

Hard skills:

  • знать базу графического дизайна (секта, цвета, композиция), пусть не идеально;
  • работать в Figma и программах Adobe, пусть не идеально;
  • ориентироваться в исследованиях, пусть не идеально.

Пройдя на следующий уровень до мидла, пункты остаются такими же, только «понимать» меняется на «активно использовать», а «пусть не идеально» на «почти идеально».

Дойдя по сеньора, убираем и слово «почти», а так же добавляем:

  • проявлять инициативу по исследованиям, редизайнам;
  • обучать и контролировать джунов;
  • посещать десяток встреч в неделю.

И вот спустя 5-7 лет вы лид. А это значит, что теперь вы все выше описанное умеете делать очень хорошо, но сами не открываете Figma неделями. Теперь ваша задача – работать над процессами и обслуживать свой отдел, но это уже отдельная история, еще на 50 тысяч слов и с отдельной исторической справкой.

Что изучать?

Я плохой советчик по книгам или ресурсам. Я считаю, что самое лучшее, что можно сделать – выйти на работу, через год вы сами эти книги писать сможете. 

Стажером, джуном, не важно. Вы скажете: «Ксюша, но меня без опыта не берут никуда!», а я вам отвечу: «Никого не берут. Я тоже полгода первую работу искала». Менять профессию тяжело, искать работу придется долго, но вы точно найдете, и этот опыт будет стоить 10 лет учебы.

Но порекомендовать вам я все же что-то должна. Я бы рекомендовала поучиться на графического дизайнера – это все-таки основа. Каждый день вы будете думать, как с помощью цвета и формы помочь клиенту выполнить целевое действие. Умея обращаться с композицией, ее и на холст, и на экран приложения можно поместить. Вуз или курсы выбирайте сами на основании своих возможностей. 

Могу порекомендовать ВВЕ и БВШД, программа “Графический дизайн”.

Потом можно поучиться на курсах UX/UI-дизайнера и наработать уже специфические навыки. Научиться исследованиям, анализу конкурентов и прототипированию. Ну и конечно, процессам: как крупные IT-компании строят работу и принимают решения.

Здесь ничего нового, также ВВЕ и БВШД, программа “UX/UI дизайн”. Это лидеры образовательной индустрии на сегодняшний день, по моему мнению.

И на финал оставила самую главную мудрость. Не ищите священный Грааль, его просто нет. Нет книги, которая даст вам все знания, нет курсов, которые подарят волшебную таблетку. Читайте все подряд, смотрите все, что найдете, когда выйдете на работу, вы отделите полезную информацию от ненужной. Но никакие курсы не помогут без практики и реальной работы. У вас точно получится, если много и усердно работать, по-другому не бывает.

Цикл статей создан
совместно с
Women in Big Data

Текст написала:

Ксения Шерстнева

Lead UX/CX

Поделиться