В каких областях работают тестировщики (QA)

Куда можно хотеть пойти работать (список с последующими размышлениями) тестировщиком:
  • тестирование веб-приложений (UI+API)
  • тестирование мобильных приложений
  • автотестирование (fullstack – авто+ручное)
  • нагрузочное и перфоманс тестирование
  • тестирование игр
  • руководство командой тестирования
  • тестирование девайсов
Тестирование веб-приложений. Считается самым простым для начала, так как все мы немножко тестировщики – ходим на сайты, пользуемся интернет-магазинами, читаем блоги – чаще всего мы уже знаем где ждать от них подвоха. Но минимальный набор знаний тут все же нужен: техники тестирования, баг-трекинг (как правильно заводить баги), общие знания об архитектуре веба, умение пользоваться dev tools и прочее. Большинство курсов готовят именно тестировщиков интерфейсов, и некоторые даже готовят хорошо. В сети тонны литературы на эту тему, много бесплатных видео на ютубе, так что при желании можно подготовиться самостоятельно. Вникнуть в терминологию, понять что такое граничные значения, тест-кейсы, чек-листы. Так как сейчас очень редко тестировщики проверяют только UI, необходимо также знать инструменты для тестирования API (Postman, Swagger, DevTools etc) Тестирование мобильных приложений. Все тоже самое, что и с обычными приложениями, но добавляются знания о мобильных платформах, о том, какие они бывают, что такое эмуляторы и симуляторы. Также нужно знать как себя ведут мобильные устройства (при включении-выключении GPS, во время входящего звонка, или при переключении окон – нюансов масса). Литературы на эту тему меньше, но она есть. Равно как есть и видео на тему мобильного тестирования. Автотестирование (fullstack – авто+ручное). Сразу оговорюсь – речь сейчас не о чистых автоматизаторах, которые, скорее, разработчики, чем тестировщики (такие, которым приносят готовые сценарии, подробно расписанные, и они пишут для этих сценариев автотесты). Я сейчас хочу сказать о гибридных автотестировщиках. О тех, которые и продукт изучают, проверяют руками, и документацию знают, и могут автоматизировать сами то, что необходимо. Это такое тестирование полного цикла, для которого нужно хорошо знать и основы тестирования (все, о чем я говорила в той части, где рассказывала про фронтенд), и аналитику немного, и один из языков программирования + минимум один из тестовых фреймворков. Тут очень сложно угадать с языком. Если вы уже знаете азы какого либо, просто стоит развиваться в этом направлении. Если нет – проще всего взяться за Python+Selenium (благо есть отличные бесплатные курсы на Степике и много прочей информации). Самое распространенное тестирование идет на Java. Также начинает набирать популярность C#, иногда встречаются вакансии на Kotlin и т.п. Самое главное принять решение и двигаться в одном направлении, так как вас постоянно будут сбивать с пути вакансии, в которых будет указываться не тот язык, который вы сейчас изучаете и будет казаться, что все зря. Нагрузочное и перфоманс тестирование. Сами себя такие люди называют иногда грузчиками. Это ужасно интересная часть тестирования, которая требует неплохого технического бэкграунда, умения работать с тестовыми стендами и тестовым окружением. Нужно изучить что такое докер, JMeter, знать один из языков программирования (не для всех вакансий актуально), представлять себе что такое метрики, понимать как рассчитывать нагрузку, и вообще – это достаточно узкая специализация, которая к тестированию относится не очень сильно (хотя нет, понятие граничных значений у нагрузочников, конечно, есть). Некоторые занимаются нагрузочным тестированием через SOAPUI, поэтому если вы уже используете его, то можно попробовать подергать LOAD тесты в нем. Тестирование игр. Быть тестировщиком игр сложно двум категориям людей – запойным игроманам и тем, кто не играет вообще. Первые  быстро потеряют вкус игры, а вторые просто будут мучаться, пытаясь разобраться что такое игра в целом и не смогут понять своих пользователей. Остальным тестирование игр может даже понравиться, несмотря на то, что занудных моментов и бюрократии в этом типе тестирования ровно столько же, сколько и в тестировании обычных приложений. Для геймдева нужно знать тот же набор главных вещей, что и для обычного тестирования (граничные значения, методики тестирования, уметь писать тест-кейсы и все вот это вот). Т.е. обычные курсы по тестированию здесь работают. Ну и, конечно, нужно знать как строятся игры (логика, сценарии, ожидания пользователей). Руководство командой тестировщиков. С одной стороны руководителю не нужно знать всё. Это вообще может быть не самый талантливый тестировщик или автоматизатор. Но с другой, в лидерство и менторство нужно идти с хорошим бэкграундом и полевыми стрельбами. Т.е. не поработав в чистом тестировании, идти в тимлиды наверное не очень хорошо (хотя, возможно, и есть положительные примеры. Но если вы пришли в тестирование и поняли, что хотите расти в сторону руководтсва (далеко не каждый человек испытывает такое желание), то стоит кроме теории тестирования и как минимум года работы, хорошо бы пройти курсы по тест-менеджменту, тест-дизайну, тест-аналитике, так как в реалиях небольших команд тимлид воплощает сразу все эти роли и выполняет все эти обязанности. А еще хорошо бы взять курс по менторству в IT , так как здесь есть свои нюансы. Везде тимлиды, руководители группы тестирования, или менеджеры отдела тестирования занимаются немного разными вещами – кто-то сам занимается проверками, у кого-то для этого нет времени, но общие моменты есть у всех, и учиться быть лидером нужно точно так же, как мы учимся программированию или иностранному языку. Тестирование девайсов (точнее тестирование ПО, связанного с девайсами). Это особый вид тестирования. Во-первых редко встречаются такие вакансии и поэтому нельзя заранее угадать, чему учиться. Но конечно – всему тому же, чему и для обычного тестирования. Все азы, теория и затертые до дыр истины будут работать и здесь.

Цикл статей о стартапах создан совместно с
GradeBuilder 

Текст написала:

Юлия Горшкова

QA Lead

Автор канала о стартапах для начинающих  StartupTouch

Поделиться